Усама бен Ладен - кто он? Мы лишь собираем информацию и не ставим перед собой цели делать выводы. Это право мы предоставляем вам.
Исламский мир или исламская война?

В то время, как США и Великобритания бомбят Афганистан, "интеллектуальная элита" затеяла свою войну - бескровную, но от этого не менее яростную. Поле боя, на котором эта война разворачивается, выглядит примерно следующим образом: часть политиков и журналистов, явно напуганных и разгневанных терактами в США, на все голоса вещают если не об исламской угрозе, то, по крайней мере, об угрозе со стороны "исламских экстремистов" для всего "цивилизованного мира". Противоположный лагерь - в основном мусульмане (ученые, политики, журналисты), пытающиеся защитить свою культуру и религию от этих обвинений и отстоять право исламских государств на "цивилизованность", отрекаются от причастности ваххабизма если не к исламу как таковому, то к его современной форме (в основном представленной суфизмом). Безусловно, существует и третий лагерь - те, кто предпочел остаться в стороне от "интеллектуальных" баталий, кто не определился в своем отношении к событиям, происходящим в мире, и к их активным участникам, а также те, кто пытается примирить "скрестившие мечи словесности" стороны. Попытаемся определить, какими именно аргументами вооружились противники.

Пожалуй, стоит начать со ставших в последнее время столь популярными в "антиисламском лагере" разговоров о том, что объявлен "джихад" всему "цивилизованному миру". В представлении большинства людей, не имеющих отношения к исламу, слово "джихад" имеет только одно значение - "священная война против неверных". Однако на самом деле слово "джихад" дословно переводится с арабского как "усилие". В религиозном контексте оно означает усилие верующего на пути к Богу, и совсем не обязательно предполагает военные действия, отмечают мусульманские авторитеты. Так, например, правоверный мусульманин может обязаться никогда не лгать, и это будет его "джихад". В учении ваххабизма же джихад стал однозначно трактоваться как "священная война" (такая трактовка, кстати, была характерна и для раннего ислама). Ислам, как подчеркивают сегодня в свих выступлениях многие лидеры этого религиозного направления, по своей сути не агрессивен. Ваххабизм же возник как религиозно-политическое течение, которое в настоящее время многими мусульманами воспринимается как "ересь", бросающая тень на весь исламский мир.

Основоположником ваххабизма считается Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб (или Мухаммед аль-Ваххаб), жившей в XVIII в. (хотя "ереси" в исламе появились несколько раньше и весьма успешно использовались в дальнейшем самим Ибн Абдуль-Ваххабом). Свою проповедническую деятельность под лозунгом "очищения ислама" и возвращения к "истинной вере" он начал среди бедуинских племен, еще не отошедших от язычества и постоянно воюющих между собой. Воинственный образ жизни этих племен не мог сочетаться с суфийским исламом, а вот новое учение Ибн Абдуль-Ваххаба вполне вписывалось в их жизненный уклад. В целом деятельность ваххабитов изначально была направлена на ослабление централизованной Османской империи и освобождение Аравии от ее "гнета". Известный французский специалист по странам Востока Ф.Менжин в своей книге "История Египта в период правления Мухаммеда Али" пишет о причинах возникновения ваххабитского движения на Аравийском полуострове следующее: "Ваххабизм сложился в специфической политической обстановке. Центральная Аравия была раздроблена на ряд эмиратов и стояла перед угрозой завоевания османскими турками или иранцами. В этих условиях необходимо было знамя объединения, а так как мировоззрение средних веков было религиозным, этим знаменем стал определенный толк ислама - ваххабизм. Правда, новым этот толк не был. Абд-ал-Ваххаб призывал к очищению ислама от остатков язычества ("джахалийа") и от новшеств ("бида"), к числу которых он относил отход от строгого единобожия, сооружение гробниц, почитаемых в разных оазисах, процветание магии и ворожбы, неукоснительному соблюдению основных заповедей ислама (пятикратная молитва, паломничество в Мекку, закят - налог в пользу бедных и др.), отказу от всякой роскоши, ростовщичества, а также проституции и педерастии". Население Йемена, Мекки и Медина насильственно обращалось в ваххабизм. Ответной реакцией на ваххабитскую агрессию стало объявление ваххабизма "вероотступничеством". Это положило начало длительной войне в мусульманском мире. Постепенно ваххабизм стал приобретать все более ярко выраженную политическую окраску. Ваххабиты, захватывая новые территории, стали объединяться в небольшие общины - "джамааты", возглавляемые "амирами" (лидеры-проповедники). Впоследствии, если ваххабитам удавалось закрепиться на определенной территории, сеть их "джимаатов" расширялась, создавались "шуры" - советы амиров всех основных "джамаатов" данной области. Традиционные структуры на этом этапе ваххабиты предпочитали сохранять для легитимизации "шариата" в глазах населения и внешнего мира. Ваххабиты проходили (и по сей день проходят) специальный учебный курс - "талибан". В Афганистане этот термин постепенно стал использоваться для обозначения ваххабитского движения в целом и его институциональных структур. Центры талибана стали создаваться также в Турции, Ливане, Малайзии, Алжире, Ливии и Филиппинах, Иране. В Саудовской Аравии ваххабизм был вообще объявлен официальной религиозной доктриной (впрочем, современные ваххабиты-эктремисты не признают правомерности такого заявления, в частности потому, что на территории этого государства размещены американские вооруженные силы). Именно талибы представляются Западу как самая опасная сила в исламском мире, сосредоточившая в себе угрозу "джихада против человечества".

В России с ваххабитами тоже знакомы не понаслышке. Ваххабизм в России, а точнее - на Северном Кавказе, стал популярным лишь в XX веке. До этого времени в регионе преобладал суфийский ислам, а точнее - "тарикатизм", в основе которого лежало представление о неком особом пути мистического познания Бога (тарикат), по которому ученик (мюрид) может пройти только под руководством просветленного наставника (шейха). "Тарикатизм" впитал в себя многие местные обычаи и верования, и существует и по сей день. Как свидетельствуют публикации в СМИ, в настоящее время на Северном Кавказе идет постоянное противостояние между суфизмом и ваххабизмом.

Следует отметить, что среди религиозных деятелей ислама (в том числе, и российских) отношение к ваххабизму неоднозначно. Некоторые категорически отказываются признавать ваххабизм как одно из направлений ислама. "Ваххабизм - это псевдорелигиозное деструктивное политическое движение, получившее свое название от имени основателя движения. Ваххабиты под видом очищения веры учили людей не поклонению Аллаху и уважению Пророков, а служению местной власти и деньгам. Ислам же запрещает обман в торговых делах и подкуп в делах политических, поскольку эти действия несовместимы с мусульманской моралью. У ваххабитов извращенное понимание джихада. Под джихадом они понимают лишь разрушения и убийства, забывая, что главное - это внутренний Джихад, борьба со своими пороками. Ваххабиты наносят ущерб Исламу и воздействуют на формирование в обществе негативного отношения к мусульманской религии", - подчеркивает неизвестный автор статьи на сайте "Ислам. Ру" (17 января 2001 года).

Другие (например, Фарид-хазрат Салман, муфтий Татарстана в составе ЦДУМ, помощник верховного муфтия России Талгата Таджутддина по информационному взаимодействию) считают, что ваххабизм - это "модернизированный" ислам, утративший традиционную составляющую. "Ваххабизм - это новый ислам, своего рода мусульманский протестантизм. Это еретическое течение, попытка модернизации и привязки ислама к современности, хотя ислам, как и любая небесная религия, - от Всевышнего и не нуждается в привязке к современности. Изначально, для любого времени, для любого места, Писание не требует ни изменений, ни дополнений, так как дано человеку Всевышним. То же самое, что и в Православии, где нет таких понятий, как, скажем, Евангелие от такого-то века до такого... Для нас ваххабизм - это модернизация и выхолащивание ислама. Ислам татарский, так же, как и любой тюркский ислам - башкирский, казахский, киргизский - это сложная смесь национального и религиозного, ибо в Писании сказано: "Воистину, о люди, мы вас создали, мужчину и женщину, племена и народы, дабы вы узнавали друг друга". Ваххабиты же отрицают все национальные особенности. Они не признают наций, не признают понятия национального государства, такого понятия, как национальная культура. Это очень сильно отличается от нашего, ханифийского, подхода к проблеме диалога между религиями и нациями", - заявил Фарид-хазрат Салман в интервью "Русскому Журналу", отметив, что, по сути, ваххабизм - это религиозный глобализм. Таким образом, некоторые исламские авторитеты обвиняют ваххабитов не только в агрессивности, но и в непростительном отказе от национальной составляющей (не говоря уж об искажении ислама как такового).

Но если ваххабизм - это глобализм, то возникает вопрос; может быть, это и есть та форма (пусть и извращенная) ислама, которая сумеет "выжить" в условиях глобализации? Сейчас ведутся активные дебаты о том, сможет ли исламский мир стать частью глобального планетарного пространства. И вот, пожалуйста, ответ - ваххабизм сможет. Но вот согласятся ли ваххабиты быть ЧАСТЬЮ? Или их цель - создание СВОЕГО СОБСТВЕННОГО глобального мира путем уничтожения мира другого, не ваххабитского. Вся история ваххабизма доказывает склонность этого течения к экспансии, к завоеваниям, к интеграции в себя все большего количества людей - не важно, какой национальности. Безусловно, практически все мировые религии проходили через период активного (а иногда и агрессивного) миссионерства, основной целью которого было, в первую очередь, расширение сферы экономико-политического влияния государства. Религиозный фактор в абсолютном большинстве случаев является лишь инструментом в борьбе, в основе которой лежат экономические, политические или социальные интересы. Отличие ваххабизма в том, что сейчас он уже не связан с каким-либо определенным государством. Ваххабиты возникли как группа экстремистски настроенных религиозных деятелей (нечто вроде секты), обладающих немалыми политическими амбициями. К настоящему времени, опасаются "антиисламисты", эти амбиции приобрели глобальный характер.

Впрочем, сами ваххабиты пока не объявляли всемирной войны "неверным". Их официальная позиция такова: мы защищаем наш мир, и готовы это делать любой ценой. Даже Усама бен Ладен обосновывает деятельность исламских террористов стремлением защитить собственный мир от вторжений извне, в первую очередь - со стороны Соединенных Штатов. "Что касается Америки, я хочу сказать американскому народу несколько слов: клянусь Аллахом, что американцы никогда не будут ощущать себя в безопасности, пока на палестинской земле не установится мир, и все войска не покинут землю Мухаммеда", - заявил бен Ладен в своем обращении к мусульманам всего мира, опубликованном во многих СМИ.

Так, может быть, никакой "исламской угрозы" и вовсе не существует? Может, "цивилизованному миру" стоит смириться с тем, что существует мир иной, живущий по своим правилам, и не вмешиваться в его дела под предлогом нарушения международных норм. Пусть они чтят законы шариата, рубят руки за воровство и закапывают в землю неверных жен; пусть они сами решают, что делать с Турцией и ей подобными, не желающими прятать лица своих женщин и лишать свою экономику столь выгодной банковской системы. И тогда, возможно, этот чужой, непонятный мир оставит в покое США, и не будет больше пугать "цивилизованных людей" сибирской язвой и - главное - не будет их убивать. Многие военные специалисты утверждают, что вести войну в Афганистане крайне сложно (в том числе, из-за особенностей ландшафта). Рано или поздно, военная операция США, Великобритании и, возможно, других государств, которые присоединятся к ним впоследствии, должна будет закончиться. И шансы на то, что союзникам удастся полностью уничтожить афганских талибов, практически равны нулю. А если все-таки удастся, наверняка последует ответная реакция со стороны других ваххабитов, спровоцированная бен Ладеном или кем-то вроде него. Эта война может продолжаться до бесконечности или до полного взаимного уничтожения - исламские экстремисты уже показали, что они на многое способны. Цивилизованная, богатая Америка запаниковала, стала искать союзников и призывать к всемирной борьбе с терроризмом. Европейские страны же пока не спешат ввязываться в войну - их не бомбят и не заражают страшными болезнями. И когда кто-то со стороны России говорит, что исламский терроризм - это и наша проблема, и мы с ней столкнулись во время взрывов в Москве и Волгодонске, это выглядит несколько натянутым. Да, Россия ведет войну с Чечней, да, среди чеченцев много ваххабитов. Но их газават - это не война с неверными (как бы и сколько бы они это не декларировали), это война за политико-экономические интересы. Поэтому не стоит смешивать весь исламский мир в одно угрожающее целое. Более того, не стоит объединять всех ваххабитов-террористов. У Америки они свои, у нас - свои (как бы неприятно не было для нас признание их "своими"). Если Америка не устает напоминать о своей цивилизованности, а Россия стремится доказать свое право называться таковой, может, именно "цивилизованный" мир должен первым поставить точку в кровавой резне с "нецивилизованным"? И тогда война прекратится, и исламский мир станет именно "миром".

Яна Морозова, ИА "Росбалт", Санкт-Петербург
 
Информация
· Что о нем известно
· Линия его жизни
· Еще одно досье
· "Лучший по профессии"
· "Террорист №1"
· "Исламский фюрер"
· Неожиданный бен Ладен
· Чего хочет бен Ладен?
· Исламистские террористы
· Кто такие талибы
· Война или мир?
· Друг о бен Ладене

· Фотографии (1)
· Фотографии (2)
· Фотографии (3)
· Фотографии (4)
· Фотографии (5)
· Фотографии (6)
· Фотографии (7)
· Фотографии (8)
· Фотографии (9)
· Фотографии (10)
· Фотографии (11)
· Фотографии (12)
· Фотографии (13)
· Постеры
· На футболку

· Видео/аудио
· Флэш-игры
· Анимация
· Анекдоты (1)
· Анекдоты (2)

· Карикатуры (1)
· Карикатуры (2)
· Карикатуры (3)
· Карикатуры (4)
· Карикатуры (5)
· Карикатуры (6)
· Карикатуры (7)
· Карикатуры (8)
· Карикатуры (9)
· Карикатуры (10)
· Карикатуры (11)

· Нью-Йорк после теракта
 
· Главная страница
 
Disclaimer: мы не поддерживаем действия бен Ладена и не одобряем их.
Для всех заинтересованных мы лишь собираем данную информацию.
При перепечатках ссылка на сайт необязательна.
Рейтинг@Mail.ru