Усама бен Ладен. Инженер человеческих туш |
Талибы - это народное ополчение, идейной основой которого является произвольная и достаточно грубая интерпретация ислама, широко распространившаяся на большей части Афганистана с 1996 года.
Основным организующим Талибан фактором, помимо религиозного, является его декларативное стремление "положить конец войнам на территории Афганистана". Этот девиз оказался особенно действенным во время "советской оккупации" и в последующие годы. Таким образом, Талибан расцвел в том числе и благодаря СССР, присутствие которого в Афганистане воспринималось как оккупация. Как известно, наличие внешнего врага объединяет нацию.
Режим Талибан самым жестким образом организовал жизнь тех, кто оказался на территории его распространения. Среди "достижений" талибов - "освобождение женщин Востока": от работы, от возможности получать образование и т.д. Талибы нетерпимо относятся к представителям других исламских конфессий. В частности, неоднократно применялись репрессивные меры по отношению к мусульманам-шиитам.
|
Терроризм не принадлежит к числу "открытий" ХХ века. Стремление запугать власть и добиться от нее неких политических уступок явно обозначилось уже в XIX столетии, причем наша страна сыграла здесь ключевую роль. Российские народники были в числе наиболее активных террористов. С выстрелов Веры Засулич в петербургского градоначальника Трепова и с убийства Александра II группой Андрея Желябова и Софьи Перовской началась беспрерывная полоса терактов.
Террор против отдельных государственных деятелей был подхвачен многочисленными группировками в ХХ столетии. Пожалуй, наиболее известным и наиболее роковым стал сараевский выстрел боснийца Гаврилы Принципа в австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда в 1914 г. С этого началась Первая мировая война.
В дальнейшем эстафета терроризма была подхвачена неким хорватом, убившим в 1934 г. в Марселе югославского короля Александра и французского министра иностранных дел Луи Барту. Во второй половине столетия на передний план вышли баскские сепаратисты, взорвавшие в 1973 г. генерала Карреро Бланко, являвшегося правой рукой испанского диктатора Франсиско Франко; итальянские "красные бригады", похитившие и убившие в 1978 г. лидера христианских демократов Альдо Моро; боевики Ирландской республиканской армии, уничтожившие в 1979 г. лорда Маунтбеттена; индийские сикхи, казнившие в 1984 г. премьер-министра Индиру Ганди и многие другие. Терроризм стал всемирным явлением.
Однако в терроризме новой волны постепенно все больше стал проявляться принципиально иной подход, немыслимый как в XIX, так и в первой половине ХХ столетия. Этот терроризм был уже направлен не против отдельных государственных деятелей, в большей или меньшей степени ответственных за политику, не удовлетворяющую боевиков, а против большого числа мирных жителей. Это изменение было порождено двумя основными причинами.
Во-первых, после Второй мировой войны на Западе постепенно ушли в прошлое все авторитарные режимы. Демократия поставила политиков в непосредственную зависимость от народа, а потому кровь, безвинно проливаемая этим самым народом, стала стоить гораздо больше, чем раньше. Серьезный теракт мог теперь вполне привести к падению Кабинета, а потому стал весьма эффективным оружием.
Во-вторых, за последние три-четыре десятилетия века человеческая жизнь в цивилизованной части мира приобрела большое абсолютное, а не только относительное, значение. Пока в ходе непрерывно сменявших друг друга мировых и региональных войн кровь миллионов текла, как водица, теракты против рядовых граждан не могли иметь особого смысла. Кто стал бы отзываться в подобной ситуации на требования террористов? Но сегодня, когда гибель одного человека может стать потрясением для миллионов, шок от убийства сам по себе становится катализатором страха перед неуловимыми преступниками.
В этом массовом терроризме, ставшем одной из визитных карточек именно ХХ столетия, отличились сыны многих народов, начиная с японской "Аум синрике" на Востоке и заканчивая перуанской "Сендеро луминосо" на Западе. Но ключевую роль в организации массовых убийств, бесспорно, сыграли арабские, иранские и афганские исламисты.
Они отнюдь не были гениями злодейства, как не были ими испанцы, прославившиеся в эпоху инквизиции, или немцы, вскормившие национал-социализм. Просто пришло время исламского фундаментализма, и он воспользовался именно тем оружием, которое дала ему в руки сама эпоха.
Начало было положено на Мюнхенской олимпиаде 1972 г., когда было уничтожено 11 израильских спортсменов. А затем теракты посыпались один за другим. В 1976 г. палестинцы захватили французский самолет, на котором летело 83 еврея. Израильские коммандос отбили пленных, но это не остановило террор. В 1979 г. в Иране были взяты в заложники сотрудники американского посольства. В 1983 г. проиранские группировки уничтожили в Бейруте 241 морского пехотинца США и 58 французских десантников. Спустя три года в Западном Берлине взорвали дискотеку, посещаемую американскими солдатами, а еще через два - в захваченном террористами над Шотландией "Боинге" погибло 258 пассажиров.
Затем настали 90-е гг., которые по справедливости зовут эпохой Усамы бен Ладена, ставшего террористом № 1. По масштабности организации и степени профессионализма в совершении массовых убийств ему не было равных. Предшественники бен Ладена могли действовать по зову сердца или по велению случая, изыскивая для терактов какие-то разовые возможности. Но этот человек, обладая собственной уникальной финансовой базой, поставил террор на конвейер, как некогда Форд поставил на конвейер сборку автомобилей, а Гиммлер - уничтожение евреев в газовых камерах.
ХХ век вообще был веком профессионалов. И бен Ладен, бесспорно, оказался лучшим в своей профессии.
|
Шейх Мохаммед бен Ладен эмигрировал из Южного Йемена в Саудовскую Аравию, где в 1931 г. создал строительную компанию. Поговаривают, что у себя на родине сей шейх был всего-навсего портовым рабочим (да и имя носил другое), что, собственно, и побудило его искать удачи на чужбине. Счастье действительно улыбнулось ему, хотя начало коммерческой деятельности бен Ладена покрыто мраком. Скорее всего, он завоевал симпатии саудовского короля Абд аль-Азиза благодаря тому, что довольно дешево построил для него роскошный дворец.
Как бы то ни было, через некоторое время строительная фирма бен Ладена получила значительно более престижный контракт. Он включал в себя, ни много ни мало, реставрацию Мекки. В конечном счете, шейх благодаря высокому покровительству (как сказали бы у нас сейчас, близости к "Семье") приобрел эксклюзивные права на осуществление строительных работ на всех религиозных объектах страны (в т.ч. в Мекке и в Медине), а также на соседних территориях (в священных местах Иерусалима вплоть до момента их захвата Израилем в 1967 г.).
Следствием реализации данных контрактов стала крупнейшая промышленная, строительная и финансовая империя на Ближнем Востоке, простирающая свои владения далеко за пределы реставрации памятников. Интересы империи охватывают, в частности, нефтяной, химический, телекоммуникационный бизнес.
Аналитики отмечают, что связи между саудовской королевской семьей и династией бен Ладенов выходят за пределы чисто деловых отношений. Восстановление Мекки сделало шейха Мохаммеда личным другом и конфидентом Абд аль-Азиза. Близость с королевской семьей была унаследована и детьми бен Ладена, которые учились вместе с многочисленными отпрысками монарха.
Шейх Мохаммед отошел в мир иной в 1968 г., оставив на белом свете, помимо миллиардного бизнеса, еще и потомство в количестве, по меньшей мере, 54 сыновей и дочерей, рожденных в его многочисленном интернациональном гареме. Последний сын этого титана производительности вышел из материнского чрева всего лишь за год до смерти патриарха.
Семейный бизнес после смерти его основателя постепенно был разделен между братьями, каждый из которых возглавил какое-либо региональное направление, что облегчалось еще и различием национальности их матерей. В империи бен Ладенов ныне есть саудовская, сирийская, ливанская, иорданская и египетская группы. Финансовые интересы клана в Европе представляют парижский Banque Al Saoudi, женевская Saoudi Finance Corp., лондонский Abdulla Brothers Evered Holding и др. Сегодня совокупные активы семейства оцениваются приблизительно в $ 5 млрд.
Всевозможные контакты клана охватывают весь Ближний Восток, что облегчается не только наличием деловых связей, но и широкой сетью чисто личных отношений. Многие мальчики из семейства бен Ладенов учились с наследниками арабской элиты в одном из наиболее престижных учебных заведений Ближнего Востока - Колледже Виктории в Александрии.
Вся эта сложная система финансовых, родственных и дружеских контактов в значительной степени объясняет могущество самого известного ныне представителя клана - Усамы бен Ладена. Хотя сегодня он формально является изгоем даже для арабского мира, сохраняющиеся неформальные отношения дают ему возможность мобилизовывать ресурсы, необходимые для осуществления террора.
Родившегося в 1957 г. Усаму принято считать семнадцатым ребенком в семье, хотя точный математический подсчет здесь вообще-то вряд ли возможен.
Усама рос в исключительно религиозной атмосфере и уже в 17 лет женился на девушке из Сирии (впоследствии у него как у правоверного мусульманина появилось еще несколько жен). Несмотря на богатство семьи, он совершал путешествия только в пределах исламского мира. В сезон хаджа в доме его отца, перешедшего затем к старшим братьям, находили приют сотни паломников, среди которых встречались и признанные светила мусульманского движения (например, будущий лидер афганских моджахедов Раббани). Для рано осиротевшего юноши они становились ведущими авторитетами.
В 22 года бен Ладен окончил университет им. Абд аль-Азиза в Джидде - один из крупнейших и наиболее консервативных исламских центров. Там он получил квалификацию гражданского инженера (по другим источникам - менеджера), но буквально сразу же стал специализироваться не по гражданской, а по военной части. На дворе был конец 1979 г. Советские войска вторгались в Афганистан, и это безумное решение престарелых вождей фактически определило всю дальнейшую судьбу молодого араба.
|
В этом же году шейх Абд аль-Халим Махмуд разработал проект исламской конституции, предполагающей формирование конфедерации мусульманских государств, живущих дружной семьей на основе шариата под духовным руководством единого имама. "Исламский интернационал" приобретал все более явные очертания.
Бен Ладен тоже решил выполнить свой интернациональный долг и, задействовав связи, образовавшиеся в исламских кругах благодаря знакомствам с паломниками, отправился в Пешавар, где уже начали скапливаться силы афганской оппозиции. Совместно с многочисленными братьями, родственниками и однокашниками бен Ладен приступил к финансированию и снабжению джихада, используя покровительство саудовских властей (а по некоторым сведениям, и ЦРУ). Это дело поглотило его на долгих семь лет.
Со временем бен Ладен стал расширять спектр своих интересов в Афганистане. В 1984 г. он создает в Пешаваре лагерь для подготовки моджахедов из числа арабов, пожелавших принять участие в джихаде. Благодаря развернутой им активной пропагандистской деятельности, количество саудовских и египетских добровольцев быстро увеличивается. Бен Ладен и сам все чаще посещает места сражений.
В этот период он все еще ограничивается вспомогательной ролью, направляя своих хорошо обученных и экипированных бойцов в одну из действующих на территории Афганистана группировок. Но спустя два года бен Ладен решает организовать свои собственные лагеря непосредственно в зоне боевых действий.
С 1986 г. он лично действует в качестве полевого командира и принимает участие по меньшей мере в пяти крупных сражениях (включая битву за Джелалабад), а также в сотнях мелких вооруженных стычках. Вокруг него концентрируется все больше арабов, имеющих опыт боевых действий в других регионах Ближнего Востока. В конечном счете, усилия моджахедов привели к успеху, и советские войска оказались вынуждены в 1989 г. покинуть территорию Афганистана.
Бен Ладен возвращается в Саудовскую Аравию как герой. Но мирная жизнь для него теперь уже невозможна. С одной стороны, он перестал быть просто богатым молодым арабом, способным превратиться в нечто вроде египтянина Аль-Файеда, делающего бизнес в Лондоне и развлекающегося с принцессой Дианой. Бен Ладен прошел через кровь и смерть, став фанатиком джихада, не мыслящим своей жизни вне постоянной борьбы. С другой стороны, ему теперь было все труднее уживаться с саудовскими властями - даже несмотря на привилегированное положение своей семьи.
Эр-Рияд, абсолютно лояльный Вашингтону, с трудом терпел у себя под боком возмутителя спокойствия, который, едва вернувшись из Афганистана, уже замысливал открытие нового исламского фронта - на этот раз в Южном Йемене.
Но больше всего саудовским властям досаждают беспрерывные публичные выступления бен Ладена, в которых он говорит о нарастающей угрозе со стороны Саддама. В это время Эр-Рияд поддерживал хорошие отношения с Багдадом и не желал поощрять деятельность диссидента. В один прекрасный момент власти превращают его в "невыездного".
Однако вскоре после этого Ирак напал на Кувейт, и бен Ладен превратился в провидца. Впрочем, в этот момент он не слишком злорадствует, предпочитая заниматься конкретным делом. В своем письме королю бен Ладен разрабатывает план обороны страны от возможного вторжения войск Саддама и одновременно готовится мобилизовать своих моджахедов, имеющих за плечами афганскую школу.
Однако после того, как в дело защиты Кувейта вмешались США, позиция бен Ладена радикальным образом меняется. Он бросает попытки наладить сотрудничество с королевской семьей и переходит исключительно к самостоятельным действиям, окончательно ставя себя в положение персоны "нон грата".
Бен Ладен выступил против саудовского "коллаборационизма", отчетливо обозначившегося во время операции "Буря в пустыне", и был фактически интернирован в Джидде. В 1991 г. после того как национальные гвардейцы вторглись в его резиденцию (по счастью, хозяина тогда не было дома), бен Ладен с помощью брата, занимавшего пост министра внутренних дел, бежал в Афганистан.
Впрочем, там он тоже не смог прижиться. Просоветский режим, существование которого объединяло различные группировки моджахедов, терпел крах, а потому среди победителей все больше намечался раскол. Бен Ладен делал все возможное для того, чтобы примирить враждующих лидеров, но его усилия не увенчались успехом.
Считая грехом становиться на позиции одной из сторон и разрушать, таким образом, исламское единство, бен Ладен вновь вынужден был бежать. К этому подталкивали еще и постоянно предпринимавшиеся саудовскими властями с помощью пакистанских спецслужб попытки похитить или убить диссидента. Теперь для человека, ставшего изгоем в мире ислама, оставалась единственная лазейка - Судан.
|
Поселившись на берегу Нила, бен Ладен вроде бы оказался не у дел. Фронты джихада проходили в других местах, а потому бывший инженер вынужден был заняться строительством и инвестированием в суданскую экономику. Впрочем, не забывал он и о старых друзьях. Когда саудовские власти начали оказывать давление на Пакистан с целью вытеснения оттуда моджахедов, базирующихся вдоль афганской границы, бен Ладен оплатил переезд 480 ветеранов в Судан и дал им там работу.
Вскоре выяснилось, что строительство по-прежнему не является истинной сферой интересов бен Ладена. Он стал бойцом невидимого фронта джихада. В конце декабря 1992 г. в одном из отелей Йемена, где базировались американские войска, готовящиеся к выполнению миссии в Сомали, взорвалась бомба, лишившая жизни двух австрийских туристов. По обвинению в совершении взрыва были впоследствии арестованы два афганских ветерана. Американские спецслужбы полагают, что это был первый теракт, организованный бен Ладеном.
Не прошло и года, как с помощью бен Ладена было убито 18 американских солдат в Могадишо (Сомали). К началу 1994 г. он финансировал, по крайней мере, три лагеря по подготовке террористов на территории северного Судана, а впоследствии сформировал лагеря в Йемене и Афганистане.
И это было только начало. Для дальнейшего развития своей деятельности бен Ладен предпринимал попытки добыть компоненты ядерного оружия, а также разрабатывал химические средства массового поражения. Думается, что именно благодаря его активной работе Судан в 1993 г. попадает в составляемый госдепартаментом США список стран, поддерживающих международный терроризм.
Саудовские власти оперативно реагируют на все более явно вырисовывающийся антиамериканизм своего блудного сына. Они лишают бен Ладена гражданства и замораживают все его финансовые активы. Однако вряд ли эта мера могла быть эффективной. Широкая сеть родственных, дружеских и идейных контактов в исламском мире по-прежнему позволяла бен Ладену организовывать и оплачивать терроризм. Тем более что его диссидентство нисколько не поколебало ни экономических позиций клана, ни его личных связей с королевской семьей.
С середины 90-х гг. крупные теракты, направленные преимущественно против американцев, следуют с удивительной регулярностью (самые страшные - взрывы посольств США в Кении и Танзании в августе 1998 г.). Практически все они так или иначе увязываются с именем бен Ладена, хотя доказательств его непосредственного участия в них не столь уж много.
Впрочем, без всяких доказательств становится очевидным одно. Бен Ладен делает много публичных заявлений, в которых славит террористов как героев. И это превращает его в культовую фигуру конца ХХ века, главного вдохновителя и покровителя международного терроризма. Портреты героя украшают ныне стены домов во многих исламских странах.
В 1996 г. бен Ладена вынуждают покинуть Судан, и он снова отправляется в Афганистан. Режим талибов фактически остается единственным политическим образованием, еще готовым давать ему приют.
Круг обложивших бен Ладена охотников смыкается все теснее. Все финансовые активы террориста намечаются к конфискации. ФБР назначает за его голову награду в $ 5 млн. Летом 1997 г., согласно исламским источникам, в Афганистан для поисков бен Ладена врывается на джипах группа из тысячи наемников, сопровождаемая двумя вертолетами. Летом 1998 г. его лагеря подвергаются ракетному удару. Весной 2000 г. ему подсыпают отраву в кофе. Но все действия остаются безуспешными.
Роль бен Ладена в исламском движении все более возрастает. Он становится не только практиком, но и ведущим теоретиком террора, регулярно публикующим декларации (иногда совместно с другими группами), в которых разъясняются цели движения и методы достижения этих целей.
Все жестче отсекаемый от внешнего мира, он, как это ни парадоксально, перестает быть одиночкой, превращаясь в идейного лидера исламского мира. Во всяком случае, той его части, что все больше склоняется к фундаментализму.
|
Бен Ладен хочет изменить мир, как хотели изменить его на протяжении минувшего столетия десятки других "гениев зла". Он не кто иной, как социальный инженер, предлагающий свой подход к переустройству мира. Подход более традиционный, нежели у Ленина или Гитлера, но использующий при этом значительно более нетрадиционные методы, рожденные на свет лишь в Век перемен.
Как всякая загадочная фигура, бен Ладен обрастает мифами. Но если обычно миф романтизирует заурядного человека, то в данном случае многочисленные биографы стараются по возможности приземлить нашего героя. У одних исследователей он в начале 70-х гг. шатался по кабакам в Бейруте, у других - пошел в моджахеды не столько по зову сердца, сколько по велению саудовской разведки, наконец, у третьих - стал организатором и финансистом джихада для того лишь, чтобы зарабатывать на комиссионных.
Доказать или опровергнуть эти "сведения" сегодня невозможно, так же, как невозможно достоверно говорить о том, воюют ли чеченские боевики ради идеи или ради заработков, получаемых от работорговли.
Впрочем, личные мотивы действий бен Ладена для нас не так уж и важны. Ведь он - не просто человек, он - культурное явление рубежа веков, эпохи, когда десятки камикадзе готовы отдавать свою жизнь ради счастья превратить в развалины столицы мира, когда тысячи моджахедов согласны годами сидеть в окопах с автоматом, пытаясь построить единый исламский дом, когда миллионы мусульман готовы истово ликовать при виде горя миллионов людей иной веры.
Пока мы закрываем глаза на сложность иных культур, пока подходим к чужому миру со своим аршином, пока пытаемся описать в рациональных категориях то, что по природе своей иррационально, неизменно будут взрываться наши дома, неизменно будут гибнуть от войн и террора наши дети.
И неизменно будет идти по трупам человек, готовый вбить последний гвоздь в крышку гроба западной цивилизации.
|
|
|